Умственная отсталость (УО) - значительное отставание интеллектуального развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет (в более легких случаях – лишь к школьному возрасту) и сопровождается нарушением адаптивного поведения: ребенок плохо говорит, с трудом совершает и разучивает движения, плохо запоминает новую информацию.
По статистике около 70% случаев умственной отсталости представляют собой легкую форму, в той или иной степени поддающуюся коррекции.
Тяжелые формы умственной отсталости обнаруживаются практически сразу на первых годах жизни ребенка, более легкое отставание в развитии может проявить себя только в подростковом возрасте.
Важно внимательно наблюдать за развитием ребенка и незамедлительно обращаться к специалистам, если он начал испытывать затруднения в когнитивной (познавательной) сфере, речи, моторике, социальном функционировании, способности к обучению.
Умственная отсталость носит непрогредиентный характер, однако при отсутствии специального обучения может нарастать.
Существуют следующие степени умственной отсталости:
  • Легкая степень УО характеризуется уровнем когнитивных способностей, которые находятся в диапазоне IQ 50-69 по тесту Векслера, что условно соответствует умственному возрасту 9–12 лет.
  • Умеренная степень УО - IQ 35–49 по тесту Векслера, что условно соответствует умственному возрасту 6–9 лет.
  • Тяжелая степень УО - IQ 20–34 по тесту Векслера, что условно соответствует умственному возрасту 3–6 лет.
  • Глубокая степень УО - IQ ниже 20 по тесту Векслера, что условно соответствует умственному возрасту до 3 лет, часто не определяется.
Терапия умственной отсталости должна включать в себя медико-педагогическую работу с ребенком, образовательную и психотерапевтическую работу с родителями, а также медикаментозное лечение.
Важно своевременно определить степень умственной отсталости для того, чтобы выбрать подходящий маршрут помощи, определить наиболее подходящие методы коррекционной работы.

Проблема:

Ребенок с любой степенью УО испытывает сложности в:
  • адаптации в условиях семьи, а также в условиях учреждений образования;
  • упорядочении поведения;
  • развитии коммуникативных навыков;
  • обучении социальным и трудовым навыкам;
Также семья, в которой есть ребенок с нарушениями интеллекта, нуждается в методико-психологической поддержке.

Решение:

Специалисты нашего Центра выполняют следующие задачи:
  • проведение теста Векслера для определения уровня IQ и знаний ребенка;
  • разработку индивидуальной программы обучения ребенка;
  • проведение высокопрофессиональных занятий с ребенком;
  • консультации родителей детей с УО по вопросам закрепления навыков ребенка, приобретаемых на занятиях, в домашних условиях;