СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – неврологический синдром, проявляющийся в трудностях с концентрацией внимания, импульсивности и гиперактивности с детского возраста.
Что касается видов СДВГ, то здесь стоит обратиться к диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) американской психиатрической организации (APA), в котором на данный момент выделяется три вида:
  • Невнимательный;
  • Гиперактивный;
  • Смешанный.
Первый и второй виды характеризуются преобладанием дефицита внимания и гиперактивностью соответственно, третий вид представляет собой смешение двух предыдущих. В то же время, в международном классификаторе болезней десятого пересмотра (МКБ-10) синдром дефицита внимания и гиперактивности входит в диагноз F90.0 – нарушение активности и внимания – и не делится на какие-либо категории.
Стоит так же различать синдром дефицита внимания и гиперактивности с проявлениями характера, темперамента или избалованностью. Нормально развивающийся ребенок под влиянием своего характера, своего темперамента может быть действительно активным, непоседливым, капризным, непослушным, шкодничающим или же под влиянием родительской вседозволенности может чувствовать себя безнаказанно и делать что ему и когда захочется. Однако такие дети в любом случае могут совладать с собой при необходимости. Другое дело, если ребенок в любой ситуации без видимых причин неспособен усидеть на одном месте, сконцентрировать свое внимание на чем-то конкретном и находится в постоянном возбуждении. Тогда уже стоит обратиться свое родительское внимание на более подробном наблюдении за особенностями поведения своего ребенка и если среди них есть такие, как:
  • Постоянно верчение на месте;
  • Залезание на все что можно и нельзя;
  • Неспособность усидеть на месте при необходимости;
  • Постоянные движения, подергивания конечностями;
  • Постоянное звуковое сопровождение своей деятельности и болтливость;
  • Трудности с процессами, растянутыми или отложенными во времени (нахождение в очереди, ожидание поощрения в будущем и др.);
  • Трудности с соблюдением правил;
  • Постоянные перемены настроения и т.д.
То стоит показать ребенка специалисту (в первую очередь, неврологу), который уже точно скажет, есть ли у того СДВГ или нет.
В качестве причин возникновения СДВГ у детей можно выделить множество факторов, среди которых можно выделить:
  • Наличие у матери во время беременности пагубных привычек;
  • Заболевания матери и плода, влияющие на развитие головного мозга;
  • Последствия оперативного вмешательства во время беременности или родов;
  • Психологически нестабильное и неблагоприятное состояние матери во время беременности;
  • Наличие патологий в развитии плода;
  • Заболевания ребенка послеродовой период и т.д.;
  • Потворствующий тип семейного воспитания или педагогическая запущенность также могут влиять на формирование симптомов СДВГ.
После выставления диагноза врач при необходимости назначает медикаментозное лечение и рекомендует психолого-педагогическую коррекцию. При медикаментозном лечении врач подбирает препараты, направленные на активизацию психической деятельности и повышение внимательности, либо направленные на торможение гиперактивности. Что касается психолого-педагогического воздействия, то здесь можно выделить нейропсихологическую коррекцию и поведенческую коррекцию, которые представляют собой выполнение различного рода упражнений, направленных на перестройку нарушенных и создание компенсаторных функций мозга, создание желательных и ликвидацию нежелательных форм поведения.
В дальнейшем, при постоянной и качественной работе над реабилитацией ребенка, возможно сглаживание всех проявлений СВДГ за счет развития компенсаторных психических функций, правильной социализации и своевременной помощи как таковой. Ведь в случае, если синдром дефицита внимания и гиперактивности не был выявлен в детстве, то его проявления могут сохраняться и в зрелом возрасте, что будет существенно мешать нормальной социальной жизни человека.
В заключении хочется сказать, что бояться этого диагноза не стоит, а стоит внимательно относится к своему ребенку, вовремя показывать специалисту для качественной диагностики и дальнейшего лечения, коррекции и социализации ребенка.