В определенный период жизни каждый из нас подводит итоги: промежуточные или окончательные, радостные или не совсем... Так случилось и с мамой Анастасией К.
В пятничный вечер, когда супруг занимался домашними делами, старшая дочь посещала мастер-класс в школе красоты, наша героиня ожидала сына с группового занятия по логоритмике...
В разговоре прозвучала такая фраза: «Один год - а как вчера все это было!» … И правда, наш светловолосый мальчишка, с большими глазами и очаровательной улыбкой посещает ООО «Центр развития и адаптации» ровно год. Разве не период для подведения итогов? Анастасия решила поделиться с нами своими переживаниями, ожиданиями и успехами нашего Савелия.
Анастасия, как началась история Вашей семьи?
Наша история началась 3 года назад, когда Савелию был 1 год и 8 месяцев: была проведена операция (врожденный гидронефроз). Операция была сложная, длилась около трёх часов. Ребенок провел пять дней в реанимации. После чего я и заметила, что мой ребенок стал погружаться в себя, очень сильно отличаться от других детей.
Было очень много беспричинных криков, агрессия к посторонним людям, самоагрессия (падал на пол, бил себя). Речь у сына отсутствовала. К 3 годам Сава использовал в речи около 5 слов, отдельные несвязные слоги и звуки. Ребенок постоянно что-то бормотал себе под нос. Мы пошли в детский сад, где я еще раз убедилась, что мой ребенок особенный, сильно отличается от других детей.
Затем мы перешли в другой сад, в логопедическую группу, но и там за год не было никаких сдвигов. Спрашивала у многих знакомых, кто столкнулся с подобной ситуацией, искала помощи, совета. Все советовали подождать, убеждали в том, что сын заговорит. Но время шло, а чудо все-таки и не происходило...
Летом прошлого года знакомая мне показала статью на городском информационном сайте о том, что в г. Гродно открылся ООО «Центр развития и адаптации», в котором проводят «Томатис-терапию». Я сразу же позвонила в Центр и записалась на консультацию. Вечером я долго читала о методике и все больше убеждалась в том, что нам она будет очень полезна. На следующий день мы уже были на первом занятии.
После прохождения первого курса Томатис-терапии, мы поехали в РНПЦ г. Минск, где нам были поставлены такие диагнозы: расстройство социального функционирования с аутизацией, расстройство экспрессивной речи и дизартрия.
Хотя, мы сразу же после первого курса Томатис-терапии увидели небольшие, но очень заметные изменения: мой ребенок осознанно стал называть меня мамой!
Анастасия, каких специалистов Вы посещаете в нашем Центре и на протяжении какого периода времени?
Когда мы посетили Центр, мне очень понравились как руководитель Центра, которая знает и понимает эту проблему как никто другой, (тоже столкнулась с непростой ситуацией в своей семье), так и замечательные специалисты: вежливые, тактичные и внимательны не только ко мне, как к маме, но и к моему ребенку – они нашли индивидуальный подход к моему сыну.
И с тех пор мы посещаем «Центр развития и адаптации». По времени это получается чуть больше года. Но за этот год (казалось бы, совсем небольшой промежуток времени), есть очень большие изменения.
Мы уже прошли 3 курса «Томатис-терапии», в ближайшем времени, в июле, планируем прохождение 4 курса. С дизартрией нам необходимо было посещать занятия логопеда, но это было на грани невозможного: ребенка было тяжело усадить за стол и привлечь его внимание. Поэтому мы начали посещать занятия педагога-психолога, во время которых мы научились не только сидеть за столом, но и грамотно строить предложения, управлять своими эмоциями, реагировать на окружающих. Занимались так же с аппаратом «Forbrain».
А самыми важными для меня были рекомендации педагога-психолога: как поступать в отдельных ситуациях, и чего не делать. К этим рекомендациям я прислушивалась особенно внимательно, ведь часто мы многое за собой не замечаем, а для ребенка это может повлечь последствия в поведении в будущем.
Например, ребенок мог мной легко манипулировать через свой громкий крик. Я выполняла его любую прихоть. Но после консультации с рекомендациями педагога–психолога я поменяла свое поведение, как результат – у нас снизилось количество криков, беспричинных истерик.
Мы занимались не с одним педагогом-психологом, а с несколькими (занятия у разных педагогов-психологов чередовались). Мы по возможности посещаем разных специалистов, т.к. разные специалисты могут видеть ситуацию с разных сторон, могут порекомендовать что-то иное, например, другую методику. А кроме того, мой ребенок должен научится общаться с разными педагогами, ведь его всю жизнь не будет окружать только один человек, ему придется столкнуться с большим количеством людей, с которыми ему надо будет взаимодействовать.
После занятий с психологом, примерно через 2 месяца, мы приступили к занятиям с учителем-логопедом. Учителя - логопеды уже непосредственно работали над нашей дизартрией (логопедический массаж, произношение звуков, логопедическая гимнастика, а так же развитием речи).
И еще отдельно хотелось бы сказать про наши занятия логоритмикой. Ее мы начали посещать с сентября 2017 г. Одной из наших главных проблем была боязнь громкой музыки и громких звуков. Поэтому каждый утренник в детском саду был для меня одним расстройством. Мой ребенок кричал, уходил, ложился на пол. За время занятий по логоритмике мы научились танцевать вместе с другими детками, сын перестал бояться музыки и стал петь песни и рассказывать стихи. А так же на логоритмике мы научились таким понятиям как «тише-громче», «быстрее-медленнее». Писали прописи. Проговаривали и пропевали звуки. Занятия по логоритмике являются групповыми занятиями, детки занимаются вместе с мамами. И это просто замечательно, ведь при этом мы, мамочки, очень сдружились, общаемся теперь между собой, поддерживаем друг друга, радуемся каждому успеху наших деток. А главное, понимаем что мы не одиноки.
Анастасия могли бы Вы подробнее рассказать об прошедших изменения, о так же об опасениях?
Изменения, бесспорно, есть. И очень существенные. Самое главное – мой ребенок начал говорить фразами, не сразу, постепенно, но это случилось; стал подпускать к себе не только близких людей, исчезла агрессия и самоагрессия. Увеличивается количество слов, которые мой ребенок употребляет в своей речи. Мы перестали бояться музыки и других посторонних громких звуков. А самое главное - на утреннике 9 мая, я увидела первое выступление своего сына в коллективе в детском саду: мы танцевали вместе со всеми!
Опасения, конечно же, были. Но поддержка руководителя центра, ее позитивный настрой и личный опыт, не давали повода для уныния, и я понимала, что уже и так много времени упущено, ведь чем раньше начать заниматься с такими детками, тем больше, лучше и заметнее будет результат. А мы и так довольно поздно начали заниматься, тогда моему ребенку было 4 с половиной года.
Кроме того, мы занимаемся много и дома. Это обязательно – прописи, сказка на ночь, логопедические карточки, артикуляционная гимнастика, а так же разговоры в машине, в магазине, и других местах.
Про изменения, их замечают абсолютно все: знакомые, воспитатели, которые не могут на нас нарадоваться. Мы стали принимать участие в совместных играх, до этого мой сын всех сторонился, лепить, рисовать, вырезать и клеить поделки самостоятельно. До посещения центра ребенок вставал и уходил с общих занятий. А уж когда к концу года взяли алфавит и счёт, оказалось, что Савелий знает их лучше всех в группе. Логопед в саду то же очень рада нашим успехам, ведь теперь его можно посадить за стол и спокойно провести занятие, как со всеми остальными детьми. И занятия логоритмикой не прошли даром, теперь мы вместе со всеми принимаем участие в эстафетах, спортивных играх. За нашей динамикой следит весь сад и очень радуется нашим успехам.
Как Вы считаете, что стало причиной положительной динамики?
Однозначно – общие усилия и взаимодействие специалистов. А главное регулярные занятия. Система, которой мы придерживаемся постоянно. В неделю у нас два занятия у логопеда, два занятия у педагога-психолога, где появился новый вид занятий – парные занятия, когда два ребенка учатся взаимодействовать между собой, общаться и разговаривать, и наши любимые занятия по логоритмике. А так же «Томатис-терапия». Ещё мы принимаем медицинские препараты, которые нам были рекомендованы в РНПЦ отоларингологии в городе Минске.
Все должно быть обязательно в системе и с разных направлений, и только тогда будет результат. Просто медицинские препараты не помогут, просто педагоги, даже самые именитые и самые дорогие тоже. Просто только одна «Томатис –терапия» тоже не поможет, нужна система и работа в разных направлениях. Я считаю, что это и есть секрет нашего успеха за такой короткий промежуток времени.
Получаете ли Вы рекомендации от специалистов Центра и реализуете ли их вне стен Центра?
Естественно, как и всем родителям, после занятий специалист выходит и рассказывает о том, как прошло занятие. Что получалось хорошо, а что не очень, что-то нужно закрепить. У меня довольно много осталось книг от старшей дочери, я так же покупаю различные пособия и литературу. Да и интернет всегда под рукой.
Стараемся закрепить, гуляя по городу, на даче, когда едем в машине. Вот, например, недавно проходили порядковые числительные, считали всё подряд. А ещё много советуюсь со специалистами. Педагоги всегда мне подскажут как правильно поступить и что делать. Вот один из примеров, мой сын категорически отказывался чистить зубы вместе с зубной пастой, смывал ее, выплёвывал, устраивал скандалы. Этим я поделилась с психологами. И они вместе придумали и обыграли на занятии всё так, что теперь мы с удовольствием чистим зубы утром и вечером с пастой, без скандалов.
Анастасия, что бы Вы могли порекомендовать родителям особенных деток?
Как минимум не отчаиваться, а бороться, бороться и не жалеть ни своих сил, ни времени. И тогда обязательно результат не заставит себя ждать. Конечно же, чем раньше обратиться к специалистам, тем больше шансов адаптировать таких деток к социуму. Но и в любом возрасте можно добиться неплохих результатов, главное подобрать систему и правильный подход к вашему ребёнку. И ещё я немного бы хотела сказать о денежной стороне вопроса. Прочитав всё вышесказанное мной, может показаться, что мы очень богаты, но я вам скажу: увы, это не так, доход нашей семьи совсем небольшой.
Скажу только одно: можно экономить на еде, можно экономить на одежде, на отдыхе, да на чём угодно, но ни в коем случае, нельзя экономить на будущем наших детей. Кроме того, в центре существует система договора, по которому занятия стоят дешевле. Часто проводятся акции, бесплатные занятия как у педагогов-психологов, так и у логопеда. А за «Томатис-терапию» можно заплатить с рассрочкой. И я уже не говорю про бесплатный театр и утренники для наших деток, например на Новый год. Если сейчас не вложить в них максимум наших усилий, то потом время уже не вернуть, оно будет упущено.
Почему Вы могли бы порекомендовать наш Центр другим родителям?
Во-первых, я действительно вижу результат работы специалистов с моим ребенком, а если видишь результат, им всегда хочется поделиться и рекомендовать. Во-вторых, я всегда советую, не только родителям особенных деток, но и родителям здоровых деток обращаться к психологам в различных жизненных ситуациях. Ну а «Центр развития» я рекомендую и буду рекомендовать за то, что, по моему мнению, руководитель Надежда Владимировна подобрала великолепных молодых специалистов, которые живут своей работой, которые действительно переживают за наших деток. ООО «Центр развития и адаптации» мне напоминает семью, в которой тебе всегда очень рады, и всегда помогут и словом, и делом. А главное – это поддержка. Так важно знать, что мы не одиноки в борьбе за будущее наших деток! Наш искренний, и вселяющий надежду диалог был прерван громким криком Савелия, который вернулся с занятия: «Мама, я молодец! Ура!!!»
Вот она – большая победа маленького ребенка. Уверены, что дальше будет только лучше!