Так что же считать задержкой речевого развития? С чего начать и как проводить успешную коррекционную работу?
Для начала всё же стоит определиться с таким понятием как норма речевого развития. Давайте разберемся. Итак, сразу стоит отметить, что норма речевого развития не является показателем абсолютным, и отсутствие тех или иных умений и навыков ребенка не всегда говорит о наличии у него проблем. Не будем забывать, что каждый ребенок уникален и идёт своим собственным путём развития. Все эти нормы скорее идут как ориентир нам, педагогам и родителям, это знаки того, что требуется обратить особое внимание на малыша и, возможно, дополнительное развитие, если вдруг тот или иной навык не укладывается в нормативные рамки. Опережение или отставание от предложенных норм также является нормативным.
Основные нормативы. Первый год жизни
  • 2 месяца: Малыш произносит свои первые звуки, первые вокализации, обращенные в большей степени к маме
  • 3 месяца: Появляются первые эксперименты с гласными звуками («а-а-а», «о-о-о», «у-у-у»)
  • 4 месяца: Гуление плавно превращается в перетекание гласных звуков («а-а-у-у»)
  • 6 месяцев: К мелодичным гласным постепенно включаются согласные звуки («ма-ма-ма», «па-па-па», «да-да-да»)
  • 8 месяцев: Ребенок учится произносить звуки, имитируя речь взрослых
  • 10 месяцев: Полагаясь на речь взрослых, появляются некоторые простые слоги и слова («на», «ав», «да»)
  • К 12 месяцам ребенок может знать до 10 простых слов, подражает речи взрослого и понимает около 20 слов, обращенных к нему
Второй год
На втором году жизни малыш активно воспроизводит слова, услышанные от взрослого. Вначале это простые слоги, обозначающие целые группы предметов и объектов («де» – дерево, девочка; «ку» – кукла, кушать; «па» – упал, палка, лопатка и т.д.). Затем начинают использоваться слова, которые обозначают предметы, связанные с его интересами. Так же, ребенок учится употреблять слова во множественном числе и даже употребляет морфемы не только в настоящем, но и в прошедшем и в будущем времени.
Третий год
Речевая активность выходит на новый уровень - появляется связная речь. В речи ребенка возникают сложные предложения. Теперь она начинает приобретать интонационную окраску. Конечно, грамматических ошибок ещё очень много, могут быть повторяющиеся слова, запинки, но примерно к четырём годам речь ребенка выравнивается. В этом возрасте быстро пополняется активный словарный запас (к трём годам он может составлять от 1000 до 1500 слов!) не только простыми словами, но и придуманными самим ребенком.
Однако если к трем годам ребенок не начал произносить слова, стоит показать его специалистам (педиатр, отоларинголог, невролог, логопед, психолог), ведь только он сможет сделать конкретный вывод о речевом развитии. Индивидуальное развитие и патология всегда идут рядом, поэтому, чем раньше ребенку окажут помощь – тем эффективнее будет результат.
Логопедическое обследование ребенка с ЗРР включает в себя изучение анамнеза, данных заключений узких медицинских специалистов, обследование состояния речедвигательного аппарата, общей моторики ребенка, диагностики зрительного и слухового анализатора и специфику коммуникации.
Коррекционная работа при ЗРР
Организация коррекционной работы зависит в первую очередь от факторов, вызвавших задержку речевого развития. Так, например, при причинах социального характера, необходимо включать ребенка в благоприятную речевую среду, стимулировать и мотивировать речевое развитие, правильный подбор материалов для занятий, а так же незаменима демонстрация образцовой, правильной речи и проговаривание всех действий ребенка. В иной ситуации, если в основе ЗРР лежит нарушение мозговых функций, коррекционную работу следует дополнять лечением назначенным детским неврологом: приём препаратов, массажи и т.д.
Не стоит забывать, что совместно с медицинскими процедурами и семейным воздействием, ребенку с ЗРР необходимы занятия с педагогом-психологом, логопедом и дефектологом, для развития всех познавательных процессов.
Чем раньше начата коррекционно-развивающая работа, тем успешнее будет её результат. Эффективнее всего коррекция будет проходить, если воздействовать на проблему комплексно. При грамотно и вовремя организованной работе, к старшему дошкольному возрасту ребенок сможет догнать своих сверстников.

Автор статьи

КУДРЯВЕЦ
Дарья Олеговна
Педагог-дефектолог
  • Диплом МАГУ (г. Мурманск)
  • Квалифицикация "Психология"
  • Квалифицикация "Логопедия"

Учебная мотивация детей с ЗПР
Мотивация детей с ЗПР
младшего возраста
Мой основной профиль работы - коррекция поведения у детей и подростков с различными особенностями развития и поведения (РАС, ЗПР, СДВГ,поведенчнские нарушения).
Я специализируюсь на бихевиористcкой теории научения и поведенческой терапии.
В работе с детьми я стремлюсь установить мягкие, но неукоснительно собладемаые правила, что помогает формировать необходимые качества личности.
Если Вам необходима моя консультация, Вы можете обратиться за ней прямо сейчас
Получить консультацию