Детский церебральный паралич проявляет себя в различных двигательных, психических и речевых нарушениях. Главными являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, чувствительности), судорожными припадками. Тяжесть двигательных нарушений может быть выражена в разной степени. При этом с одной стороны могут наблюдаться самые серьезные по тяжести нарушения, а с другой – минимальные. Такая же ситуация с психическими, когнитивными и речевыми нарушениями. Две крайности и множество сочетаний между ними.
Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятные факторы, воздействующие во все периоды жизни ребенка от зачатия до года. К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:
  • инфекционные заболевания, которые перенесены будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз);
  • сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания у матери;
  • токсикозы беременности;
  • физические травмы;
  • несовместимость по крови (резус-фактору) матери и ребенка;
  • экологическое неблагополучие окружающей среды (загрязнение воды и воздуха, наличие ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).
Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита) и тяжелых ушибов головы. У детей с ДЦП наблюдаются такие особенности:
Cильное отставание в развитии двигательных функций.В качестве примера можно привести несколько фактов: в норме поза сидения формируется к 7-9 месяцам, а у детей с ДЦП такое положение тела оказывается освоенным примерно к 2-3 годам, только половина дошкольников с детским церебральным параличом овладевают ходьбой к 4 годам, остальные дети овладевают ею в последующие годы жизни либо не овладевают вовсе;
Навыки самообслуживания формируются длительно и с трудом. Одной из главных причин, затрудняющих формирование подобных навыков, является недостаточное развитие зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот», поэтому ребенок долгое время не может самостоятельно есть, одеваться и так далее. Координацию движений необходимо тренировать;
Может быть нарушена произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость (потому что требует волевой активности). То есть ребенок часто отвлекается, не может на долгое время сосредоточиться на выполнении задания или предмете;
Нарушение пространственного ориентирования. Ребенок медленно осваивает понятия, обозначающие положение предметов и частей собственного тела в пространстве, может не узнавать и не воспроизводить геометрические фигуры, с трудом складывать из частей целое;
Проявляется недостаточность зрительно-моторной координации, когда ребенок не может следить глазами за своими движениями, не воспринимает в едином поле то, что видит и то, что делает. Это негативно влияет на формирование предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а также тормозит развитие учебных навыков и познавательной деятельности в целом;
Отмечаются особенности развития памяти. В некоторых случаях механическая память, когда элементы запоминаемого материала не связаны между собой, по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее. Это позволяет детям осваивать чтение и счет, механически воспринимая символы букв и цифр. Но развитие словесно-логической памяти задерживается;
Мыслительные процессы (анализ синтез, сравнение, классификация, обобщение) характеризуются медлительностью. Потому что отсутствует личный опыт в активном познании окружающего мира и социальном общении. В результате дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира.
У детей с детским церебральным параличом обычно возникает отставание в речи. Это связано с ограниченным объемом знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Также могут быть выраженные нарушения артикуляционной моторики (деятельность органов речи: губ, языка мягкого неба, необходимых для произнесения звуков речи). Они отмечается у детей, у которых значительно повреждены верхние конечности. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2-3 года. Как правило, фразовая речь формируется к 4-5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) идет ее интенсивное развитие.
Расстройства эмоционально-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - наоборот, в виде заторможенности, вялости.
Подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4-5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Большинство детей с детским церебральным параличом нуждаются в индивидуальной программе развития в дошкольном возрасте. В школьном возрасте ребенку лучше посещать образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата или обучаться на дому.

Автор статьи

ПЕТРОВА
Екатерина Михайловна
Мой основной профиль работы - коррекция поведения у детей и подростков с различными особенностями развития и поведения (РАС, ЗПР, СДВГ,поведенчнские нарушения).
Я специализируюсь на бихевиористcкой теории научения и поведенческой терапии.
В работе с детьми я стремлюсь установить мягкие, но неукоснительно собладемаые правила, что помогает формировать необходимые качества личности.
Если Вам необходима моя консультация, Вы можете обратиться за ней прямо сейчас
Получить консультацию