Прой наличие очевидных внешних проявлений определенного заболевания причиняет ребенку дискомфорт, а родителям переживания чувства стыда, ущемлённоси, желание «спрятать» такого ребенка.
Одним из самых изученных и распространенных заболеваний такого типа является синдром Дауна. Синдром Дауна-патология хромосомного набора, при которой он состоит не из 46 хромосом, а из 47, где 21 хромосомная пара с имеет 3 хромосомы.
Точно установленной причины развития данного синдрома нет. Выявлено несколько предрасполагающих к его развитию факторов:
Возраст матери на момент беременности менее 18 либо более 35 лет.
У слишком молодых для беременности и родов девушек процессы созревания и деления яйцеклетки еще несовершенны, у женщин, возраст которых превышает 35-40 лет, эти процессы могут быть нарушены из-за влияния на них различных повреждающих факторов в течение жизни женщины.
Возраст отца более 45 лет подразумевает повреждение генного материала в них вследствие многих причин (вредные привычки, плохая экология, особенности образа жизни).
Близкокровные браки. У родственников часто обнаруживаются одинаковые хромосомные повреждения. При объединении такого генетического материала повышается риск рождения ребенка с синдромом Дауна.
Наличие в наследственном анамнезе любой хромосомной патологии.
Недостаток витамина Е, фолиевой кислоты в рационе женщины на раннем сроке беременности, также может стать причиной развития синдрома.
Данный синдром сопровождается не только психофизиологическими изменениями в функционировании организма как целостной системы, но и имеет внешние признаки. К внешним признакам проявления данного синдрома относят: низкий рост, круглое, уплощенное лицо, монголоидный разрез глаз, крупный язык, укороченные конечности, широкие и короткие ладошки и др. Как правило, такие детки очень эмпатийны и улыбчивы, легко вступают в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Известно, что симптоматика данного синдрома предполагает задержку психоречевого развития ребенка, наличие признаков умственной отсталости, а так же сложности в физическом развитии.
Однако данные факты не должны стать ограничениями для всестороннего развития ребенка, его полноценного функционирования в обществе.
Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от комплекса занятий, проводимых с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обязательно приводят к положительным результатам.
При организации психолого-педагогической работы с данной категорией деток необходимо ориентироваться на сильные стороны «детей солнца».
Как правило, у детей присутствует хорошее зрительное восприятие и внимание к деталям, что позволяет педагогам организовать работу направленную на социализацию и формирование представлений об окружающем мире.
Детям доступно обучение чтению, что можно использовать при развитии памяти, внимания и мышления. Дети с синдромом Дауна лучше справляются с задачами, решение которых требует использования зрительных образов, чем слуховых. Так, например, при соответствующем обучении (использовании глобального чтения) дети с синдромом Дауна могут научиться читать раньше, чем говорить. Если раньше считалось, что при общем отставании в развитии понимание и экспрессивная речь развиваются с одинаковой скоростью, то последующие работы показывают, что для детей с синдромом Дауна характерен особый тип языковых нарушений. Даже при одинаковом уровне невербального умственного возраста, биологического возраста и состояния слуха у них наблюдается другая скорость развития понимания речи и активной речи, а также скорость развития словаря и синтаксиса. То есть ребенок с синдромом Дауна того же возраста, что и обычный ребенок, с нормальным слухом, одинаково хорошо справляется с невербальными заданиями, но испытывает сложности с пониманием речи и имеет меньший словарный запас.
Однако установлено, что дети с синдромом Дауна легче овладевают речевой деятельностью, если сначала их учат читать, а потом – говорить. Обучение чтению может стать частью программы стимуляции речевого развития детей.
К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относят неплохую механическую память, хорошие подражательные способности, музыкальную память, любопытство, интерес к окружающему. Методы арт-терапии помогут развить у ребенка талант пения, рисования, лепки.
Доступность контакта с окружающими, позволяет ребенку взаимодействовать и общаться с другими детками, что позволяет научиться придерживаться норм поведения, соблюдать дисциплину, играть. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является именно игра, а в старшем - способность общения с окружающими, возможность выполнять несложные виды труда.
Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что целенаправленное всестороннее сопровождение «Детей солнца» обязательно даст свои результаты. А задача специалистов - оказать содействие в социализации и развитии особенных детей.

Автор статьи

РОМАНЧУК
Светлана Ивановна
Психолог
  • Диплом ГрГУ с отличием
  • Магистр психологии
  • Участник программы
    «Прикладной анализ поведения»
    Московского института психоанализа
Грамота за вклад
в воспитание молодежи
Сертифицированный
арт-терапевт
Мой основной профиль работы - коррекция поведения у детей и подростков с различными особенностями развития и поведения (РАС, ЗПР, СДВГ,поведенчнские нарушения).
Я специализируюсь на бихевиористcкой теории научения и поведенческой терапии.
В работе с детьми я стремлюсь установить мягкие, но неукоснительно собладемаые правила, что помогает формировать необходимые качества личности.
Если Вам необходима моя консультация, Вы можете обратиться за ней прямо сейчас
Получить консультацию