В основе генеза дизартрии лежат органические поражения центральной нервной системы и периферической. Как результат - нарушение темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи. В последнее время прослеживается тенденция к росту данной речевой патологи.
Симптомы различаются в зависимости от тяжести и бывают как речевые, так и не речевые. В грудном возрасте (трудно сосать, попёрхивается, часто срыгивает). Речь формируется не членораздельная, малопонятная, сопровождается поздним развитием.
При Дизартрии:
  • Мышцы лица (языка, шеи, губ) напряжены. Губы сомкнуты, спазм артикуляционных мышц.
  • Вялость лицевых мышц, рот малоподвижен, назальный оттенок речи. Тонус мышц понижен.
  • Дистония артикуляционной мускулатуры (смена расслабления и напряжения).
  • Нарушено звукопроизношение. В зависимости от тяжести возможны различные степени. При стёртой форме - нечёткость, смазаность, при более тяжёлой замены и пропуски, речь медленная и невыразительная, твёрдые звуки смягчаются, боковые произношения. В тяжёлых случаях - немота.
  • Нарушения дыхания. Выдох укорочен, дыхание учащено и прерывисто. Голос тихий, монотонный, слабый. Часто назальный. Речь монотонна, лишена голосовых модуляций.
Кроме общих проявлений есть симптомы характерные для определённого вида Дизартрии.
Бульбарная. Потеря звонкости голоса, речь нечленораздельна, нарушение мышечного тонуса (сложно зажмуривать глаза и сдвигать брови. Преобладают в основном глухие звуки, при одностороннем поражении возможна асиметрия лица.
Псевдобульбарная. Наиболее часто определяется мышечным гипертонусом языка: затруднён подъём кончика языка, отведение в стороны, удержание в определённом положении, переключение с одной артикуляционной позы на другую; обильное слюнотечение, попёрхивание, дисфагия. Речь заторможенная, обрывистая. Затруднено произношение шипящих и Р. Слюнотечение из уголков рта.
Подкорковая. Наблюдаются непроизвольные, насильственные движения мышц- гиперкинезы. Они могут возникать в покое, но обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Наблюдаются нарушения тембра и силы голоса, просодической стороны речи. Бывают непроизвольные гортанные выкрики. При этой форме Дизартрии может нарушаться темп речи (Брадилалия, тахилалия, органическое заикание). Подкорковая Дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.
Мозжечковая. Растройство плавности и ритмичности проговаривания слов и отсутствие ударений. Наблюдается тремор языка, скандированная речь, отдельные выкрики, чрезмерное потоотделение. Нарушено произношение переднеязычных и губных звуков. Отмечается нарушение координации движений. Корковая. Характерны нарушения произвольной артикуляционной моторики. Растройство дыхания, голоса и просодики отсутствуют. Затруднено произношение согласных звуков. Нарушена концентрация внимания.
Для Дизартрии характерно устойчивость дефекта и трудность преодоления. Вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Может наблюдаться ФФН и ОНР.
Дизартрия так же характеризуется различными степенями тяжести. Так, тяжёлую степень дизартрии называют анартрией. Анартрия характеризуется отсутствием речи и голоса. При анартрии чаще всего возможны лишь голосовые реакции.
Часто встречается минимальное проявление дизартрии – стёртая дизартрия. Основной симптом данного нарушения – стойкое нарушение звукопроизношения, которое также тяжело поддаётся коррекции. Детям со стёртой дизартрией характерны замены, перестановки, искажения звуков, невнятная речь, плохая дикция. Детям с лёгкой степенью дизартрии так же как и с тяжёлой необходима коррекционная помощь, которую оказывают учитель-логопед и учитель-дефектолог.
Так как дизартрия – это расстройство, обусловленное нарушением мышечного тонуса речевого аппарата, то положительно на процесс коррекции влияет логопедический массаж, который помогает нормализовать тонус артикуляционных мышц.
Но не стоит забывать о том, что помимо занятий со специалистами ребёнок должен получать помощь от родных и близких. Дома обязательно следует выполнять все рекомендации специалиста, закреплять с ребёнком то, что было пройдено на занятии. Так, процесс коррекции обязательно будет проходить успешнее!

Автор статьи

ЧЕРНЯК
Екатерина Дмитриевна
Учитель-логопед
  • Квалифицикация "Логопедия"
Мой основной профиль работы - коррекция поведения у детей и подростков с различными особенностями развития и поведения (РАС, ЗПР, СДВГ,поведенчнские нарушения).
Я специализируюсь на бихевиористcкой теории научения и поведенческой терапии.
В работе с детьми я стремлюсь установить мягкие, но неукоснительно собладемаые правила, что помогает формировать необходимые качества личности.
Если Вам необходима моя консультация, Вы можете обратиться за ней прямо сейчас
Получить консультацию