Аутизм - это, прежде всего, нарушение коммуникативной функции, избирательность в общении со взрослыми и сверстниками.
С первых месяцев жизни дети с аутизмом отличаются некоторым особенностями в развитии. Первично такой ребенок очень рано начинает избегать взаимодействия со взрослыми: не тянется к матери, не прижимается, когда его берут на руки, отсутствует зрительный контакт (не смотрит в глаза, избегает прямого взгляда). Также ребенок не отзывается на свое имя, не всегда реагирует на звуки. У окружающих может возникнуть мнение, что у ребенка нарушен слух, но в действительности это не так.
Навыки самообслуживания развиваются позже возрастных сроков (ребенок не просится на горшок, не кушает самостоятельно и др.) Аутичный ребенок находится в «своем мире», у него сложились собственные стереотипы. Внутренний мир у таких детей в жестких рамках, и поэтому в ситуациях кода что-то противоречит картине мира ребенка, может возникнуть непредсказуемая реакция.
У аутичных детей очень часто встречаются фобии: боязнь всего нового, сенсорные фобии – это боязнь резких звуков, темноты яркого света, закрытых дверей, шума автомобилей, электроприборов и т.д.
Возможны проявления повторяющихся стереотипных действий: раскачивания, ходьба на носочках, прыжки, взмахи руками. В поведении аутичного ребенка нередко проявляются вспышки агрессии, самоагрессии из-за попыток вмешательства в его сложившиеся стереотипы. Например, очень сложно уговорить прервать занятие, если ребенок чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое.
В речевом развитии также имеются особенности. Речь может отсутствовать и появляться, как правило, позже обычных сроков, она очень специфична, попугайна, фонографична, штампована. Маленький аутист говорит о себе в третьем лице, не употребляет местоимение «Я» («Анюта хочет пить»). Развиваются эхолалии – это повторения услышанных слов, фраз. Дети в общении не понимают обращенной к ним речи, не стремятся разговаривать с окружающими.
Ребенок, страдающий аутизмом не играет со сверстниками, особо не проявляет интерес к игрушкам. Сюжетно-ролевая игра вовсе не развивается. Вместо игры дети могут взаимодействовать с какими-либо предметами или игрушками выстраивая их в ряд.
Если родители из вышеперечисленных признаков заметили схожие особенности в развитии своего ребенка, то прежде всего нужно обратиться к специалистам (психоневрологу, нейропсихологу, педиатру) для правильной постановки диагноза. В случае когда диагноз подтвержден, необходимо обратиться за помощью к специалистам психолого-педагогического профиля: психологу, дефектологу, которые имеют опыт работы с такими детьми. Данные специалисты подберут соответствующую коррекционную программу, способствующую индивидуальному развитию ребенка. Отличные результаты в коррекции аутизма показывает Томатис-терапия.
На плечи родителей детей аутистов ложится большая нагрузка по созданию условий для развития и адаптации ребенка к жизни. Самое главное - это принятие своего ребенка таким, какой он есть, несмотря на особенности его развития. Любите, поощряйте ребенка, не скупитесь на объятия, говорите ласково, соблюдайте строгий распорядок дня, избегайте резкой смены обстановки, играйте с малышом, не торопите его во время выполнения заданий, будьте терпимы и ваши усилия принесут положительный результат.
Очевидно, что чем раньше у ребенка выявлено данное нарушение, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем.

Автор статьи

КИСЕЛЕВА
Татьяна Дмитриевна
Психолог
  • Преподаватель МГУ им. А.А. Кулешова
  • Квалифицикация "Психология"
Мой основной профиль работы - коррекция поведения у детей и подростков с различными особенностями развития и поведения (РАС, ЗПР, СДВГ,поведенчнские нарушения).
Я специализируюсь на бихевиористcкой теории научения и поведенческой терапии.
В работе с детьми я стремлюсь установить мягкие, но неукоснительно собладемаые правила, что помогает формировать необходимые качества личности.
Если Вам необходима моя консультация, Вы можете обратиться за ней прямо сейчас
Получить консультацию