Но что же такое моторная алалия?
В современной классификации выделяются следующие формы алалии: моторная (нарушение экспрессивной речи – страдает ее воспроизведение), сенсорная (нарушение импрессивной речи – страдает ее понимание) и смешанная (нарушение экспрессивной и импрессивной речи – страдает и ее понимание, и ее воспроизведение).
Остановимся подробнее на моторной алалии. Говоря научным языком, моторная алалия - это:
  • Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи (фонетика – звуки, соединение их в слоги, слова; лексика – словарь; грамматика – строение слов, словоизменение, словообразование, построение предложений);
  • Нарушение центрального органического характера (поражение центральной нервной системы неприобретенного характера, то есть речи у ребенка не было изначально, в отличии от афазии, когда происходит распад уже сформировавшейся речи после черепно-мозговых травм, кровоизлияний в мозг и т.д);
  • Обусловлена несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний (у ребенка нарушается процесс выбора слов, порядок их расположения, нарушается их грамматическое и звуковое оформление. И, как следствие, у ребенка имеется невозможность воспроизведения речи);
  • Относительная сохранность понимания речи.
Таким образом, при моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно.
Можно ли помочь ребенку с моторной алалией?
Эффективность коррекционной работы зависит от ряда факторов: ранняя диагностика и раннее начало коррекции, систематичность занятий, комплексное воздействие специалистов (логопеда, психолога, невролога и т.д.), а также активное участие родителей.
Что могут сделать родители?
Родители должны понимать, что без активного взаимодействия со специалистами, участвующих в коррекционной работе, эффективность от занятий будет значительно падать. Поэтому не нужно перекладывать всю работу на них, ведь родители – это тоже важные участники коррекционного процесса, так как именно они помогают закрепить полученные навыки в повседневной жизни.
Самое главное, что должны сделать родители – создать насыщенную речевую среду. Все режимные моменты (купание, прием пищи, прогулка и т.д), все действия ребенка при игре должны сопровождаться комментариями родителей.
Вот пример такого проговаривания при умывании: «Сейчас мы с тобой пойдем мыть руки. Открывай кран и промой руки водой. Ты взял мыло в руки? Молодец! А теперь намыливай руки, мой их хорошо. Положи мыло обратно в мыльницу. Смывай мыло с рук, пока они полностью не будут чистыми. Держи полотенце и вытирайся: синее полотенце твое, а красное мое. Ты умница!».
Можно также рассматривать с ребенком различные предметы, игрушки. При этом давать ребенку их потрогать, произвести с ними манипуляции, а родитель, в свою очередь, все действия комментирует. После этого можно попросить ребенка принести данный предмет, использовать его по назначению (к примеру, попросить поесть суп ложкой). Таким образом, у ребенка будет накапливаться предметный словарь.
Как можно больше хвалите ребенка за любую речевую активность. Это необходимо для того, чтобы у ребенка появилось желание говорить.
Также речь взрослых, которые находятся в ближайшем окружении моторного алалика, должна отвечать следующим требованиям:
  • Как можно чаще обращайтесь к ребенку, задавайте вопросы, при этом ни в коем случае нельзя требовать от ребенка ответа: «Говори!», «Отвечай!». Это может спровоцировать отказ от речи. С таким ребенком, особенно на начальных этапах работы, нужно взаимодействовать следующим образом: задавать вопрос и самому на него отвечать;
  • Предложения должны быть простыми и короткими (2-4 слова);
  • Между фразами необходимо делать четко обозначенные паузы.
  • Каждое слово необходимо четко проговаривать, при необходимости, можно повторить несколько раз, обращая внимание ребенка на артикуляцию при произнесении;
Доказано, что положительная динамика на занятиях с логопедом не гарантирует ее переноса в какую-либо ситуацию из реальной жизнедеятельности ребенка. Именно здесь родители и играют ключевую роль: они должны помогать закреплять полученные речевые навыки на занятиях в повседневной жизни, во всех видах деятельности ребенка. Только совместная, сплоченная работа поможет вашему ребенку преодолеть данное нарушение.

Автор статьи

Пархоменко
Анастасия Алексеевна
Логопед
  • Квалификация "Логопедия"
Мой основной профиль работы - коррекция поведения у детей и подростков с различными особенностями развития и поведения (РАС, ЗПР, СДВГ,поведенчнские нарушения).
Я специализируюсь на бихевиористcкой теории научения и поведенческой терапии.
В работе с детьми я стремлюсь установить мягкие, но неукоснительно собладемаые правила, что помогает формировать необходимые качества личности.
Если Вам необходима моя консультация, Вы можете обратиться за ней прямо сейчас
Получить консультацию