Формулируемые запросы разнообразны: от постановки отдельных звуков при сохранности речи в целом до стимулирования полностью отсутствующей речевой активности, имеющей различную этиологию. В соответствии с этим мы можем говорить о многочисленных речевых нарушениях, каждое из которых имеет разную топографию. В данное статье мы остановимся на таком речевом диагнозе, как алалия.
Алалия — полное отсутствие или частичное недоразвитие речи, возникающее вследствие поражения речевых зон коры головного мозга в период внутриутробного или раннего развития ребенка и обнаруживающееся в поражении фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Нередко данное речевое нарушение обозначается специалистами, как «афазия», «дисфазия», «задержка психоречевого развития», «конституциональная задержка речи», «слухонемота» и т.д.
На сегодняшний день результаты научных исследований свидетельствуют о том, что распространенность алалии в возрастной группе дошкольников составляет 1% от общего числа речевых нарушений, а в группе детей школьного возраста – до 0,6% от общего числа речевых нарушений. Обобщая данные исследований, можно сказать, что алалия встречается примерно у 0,1% детей, однако, у мальчиков алалия встречается в 2 раза чаще, нежели чем у девочек.
Факторы, приводящие к возникновению алалии, многообразны и нередко сочетаются между собой. С некоторой степенью условности они могут быть разделены на следующие группы:
1. Пренатальные факторы (особенности протекания беременности):
  • внутриутробное поражение центров Брока и Вернике головного мозга ребенка;
  • сильный токсикоз;
  • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
  • угроза самопроизвольного аборта;
  • физические и психические травмы беременной;
  • физические травмы плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • хронические и острые заболевания беременной;
  • злоупотребление алкогольными, наркотическими и медикаментозными веществами.
2. Натальные факторы (осложнения родового процесса):
  • тяжелые / преждевременные / стремительные роды;
  • гипоксия / асфиксия плода;
  • родовые травмы.
3. Постнатальные факторы (травмы и заболевания ребенка в первые годы жизни, условия его воспитания):
  • черепно-мозговые травмы;
  • истощение центральной нервной системы;
  • острые заболевания: ОРВИ, пневмония, менингит, энцефалит и др.;
  • оперативные вмешательства под наркозом;
  • педагогическая запущенность;
  • неблагоприятные условия для жизни;
  • дефицит социальных контактов.
При всем многообразии причин и проявлений, выделяют 3 формы алалии: сенсорную, моторную и сенсомоторную.
Сенсорная алалия – поражение импрессивной стороны речи, проявляющееся в нарушении восприятия и понимания ребенком речи окружающих при отсутствии патологий со стороны слуховой системы и сохранности способностей к развитию речи в целом. Основной причиной данной формы алалии является поражение или снижение функциональности центра Вернике (коркового конца слухового анализатора и его проводящих путей).
Моторная алалия – поражение экспрессивной стороны речи, выражающееся в трудностях овладения активным словарным запасом и грамматико-лексическим строем языка при сохранном понимании обращенной речи других людей. Основной причиной данной формы алалии является поражение или снижение функциональности центра Брока (коркового конца речедвигательного анализатора и его проводящих путей).
Сенсомоторная алалия сочетает в себе клинические картины двух вышеописанных форм и предполагает одновременное поражение и импрессивной, и экспрессивной сторон речи.
Таким образом, алалия представляет собой один из видов дизонтогенеза речевого развития, имеющий сложную природу возникновения и не менее сложную и широкую картину проявлений. В связи с этим особенно острой становится необходимость ранней диагностики алалии. Уже в первые годы жизни в речевом развитии ребенка-алалика, отмечаются следующие особенности:
  • отсутствие / искаженность речевой активности;
  • нарушение речевой артикуляции;
  • скудный активный и пассивный словарный запас;
  • недостаточность понимания обращенной речи;
  • несогласованность слов и фраз между собой по смыслу, роду, числу, падежу;
  • неуместность речевых высказываний.
При своевременном обращении за помощью, а также проведении всесторонней работы со специалистами узкой направленности (невролог, отоларинголог, психиатр, логопед, психолог), алалия может быть скорректирована, а речевое развитие ребенка – максимально приближено к нормативному. В нашем Центре Вы имеете возможность всегда получить квалифицированную консультацию и помощь учителей-логопедов, дефектологов и педагогов-психологов.

Автор статьи

АДАСЬКО
Александра Ивановна
Психолог-практик
  • Диплом ГрГУ с отличием
  • Магистрант ГрГУ
  • Участник программы
    «Прикладной анализ поведения»
    Московского института психоанализа
Участник конференции по соверменной психологии
Участник олимпиады
"Личность и Инновация"
Мой основной профиль работы - коррекция поведения у детей и подростков с различными особенностями развития и поведения (РАС, ЗПР, СДВГ,поведенчнские нарушения).
Я специализируюсь на бихевиористcкой теории научения и поведенческой терапии.
В работе с детьми я стремлюсь установить мягкие, но неукоснительно собладемаые правила, что помогает формировать необходимые качества личности.
Если Вам необходима моя консультация, Вы можете обратиться за ней прямо сейчас
Получить консультацию