В настоящее время количество детей с искаженным психическим развитием заметно растет. В частности, отмечается тенденция к увеличению частоты расстройств аутического спектра. Изучением данной проблемы занимаются многие специалисты: дефектологи, психологи, неврологи, генетики, психиатры, однако на сегодняшний день четкой картины развития этого расстройства нет.
Существует ряд факторов риска развитие у ребенка расстройства аутического спектра. К ним относят:
  • Наследственность.
    Статистика говорит о том, что среди родственников ребенка, имеющего данное расстройство, есть от 3 до 6 % людей с такой проблемой;
  • Тяжелая беременность и роды.
    Здесь имеется в виду тяжелый токсикоз, вирусное поражение организма матери во время беременности, гипоксия плода. Однако, этот фактор не является универсальным, так как многие дети после тяжелой беременности и родов развиваются нормально;
  • Нарушения структуры головного мозга.
    Ученые выяснили, что у детей с подобным диагнозом, часто изменены гиппокамп, лобные отделы коры головного мозга, средняя височная доля, мозжечок. Названные части нервной системы отвечают за эмоциональную реакцию, внимание, речь, мыслительные процессы;
Расстройства аутического спектра сложно распознать в младенчестве. Вот перечень некоторых из симптомов: ребенок не устанавливает зрительный контакт, не любит, когда его обнимают и избегает телесного контакта, зациклен на определенных предметах, делает повторяющиеся движения руками и телом.
Явными признаками аутизма принято считать:
  • Нарушение социального взаимодействия;
  • Нарушение вербальной и невербальной коммуникации;
  • Ограниченный круг интересов.
Важной проблемой детей с расстройствами аутического спектра является сложность в социализации. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социальную среду через овладение ее нормами, правилами, ценностями, знаниями и навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Имея особенности в развитии, детям с расстройствами аутического спектра сложно выстраивать взаимоотношения с другими людьми, в особенности со сверстниками. Это связано с тем, что у детей с данным расстройством при общении могут проявляться необычные для здорового ребенка черты (зацикленность на определенных предметах, необычные вопросы, движения), из-за чего сверстники не принимают его в свою группу.
Для того, чтобы ребенок наиболее успешно проходил социализацию, необходимо заниматься коррекцией данных симптомов.
Коррекционная работа с ребенком с расстройством аутического спектра – это длительный и постепенный процесс. При коррекционной работе используется комплекс мер и заданий, охватывающий разные сферы воздействий.
Начинается работа с индивидуальных занятий. Коррекционная работа позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Далее занятия направлены на развитие коммуникативных навыков. С детьми, имеющими расстройства аутического спектра необходимо проговаривать, что происходит вокруг, использовать новые слова. И постепенно вовлекать ребенка в разговор, учить не только отвечать на вопросы, но и выстраивать осмысленные предложения.
После того, как ребенок усвоил эти навыки, следует учить ребенка бытовым действиям. Это может быть мытье посуды, подготовка к выходу из дома и другое. На этом этапе важно, чтобы взрослые терпеливо объясняли и помогали ребенку овладеть этими навыками.
Следующий этап основывается на принятии ребенком окружающего мира. К общению с людьми аутичных детей необходимо приучать постепенно. Важно, чтобы ребенок воспринимал это без негативных реакций. Здесь эффективны парные и групповые занятия, где необходимо выработать у ребенка доверие к окружающим и интерес к людям.
Таким образом, ребенок сначала овладевает необходимыми навыками для успешной социализации, а затем закрепляет их на групповых занятиях.
Исходя из того, что проблема расстройства аутического спектра изучены недостаточно, то цель коррекционной работы является подавление симптомов и развитие социально полезных навыков.

Автор статьи

ТЕМРУК
Екатерина Ивановна
Психолог
  • Преподаватель МГУ им. А.А. Кулешова
  • Квалифицикация "Психология"
Мой основной профиль работы - коррекция поведения у детей и подростков с различными особенностями развития и поведения (РАС, ЗПР, СДВГ,поведенчнские нарушения).
Я специализируюсь на бихевиористcкой теории научения и поведенческой терапии.
В работе с детьми я стремлюсь установить мягкие, но неукоснительно собладемаые правила, что помогает формировать необходимые качества личности.
Если Вам необходима моя консультация, Вы можете обратиться за ней прямо сейчас
Получить консультацию