Данная группа расстройств характеризуется качественными аномалиями в социальном общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и действий.
В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества, всегда – в первые 5 лет жизни ребенка.
К данной группе относятся:
  • Детский аутизм
Преобладают перворожденные мальчики (в 3–5 раз чаще, чем девочки), но у девочек аутизм имеет более тяжелое течение. Начало расстройства – в возрасте до 2–3 лет часто отсутсвует период нормального развития. Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия. Такие дети неспособны устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми, одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Типичным является отсутствие визуального контакта.
  • Атипичный аутизм
Данное расстройство характеризуется наличием атипичной, не соответствующей завершенной картине раннего детского аутизма симптоматикой. Как правило, проявляется после 3-летнего возраста. Наиболее часто встречается у детей с глубокой умственной отсталостью, низким уровнем функционирования и у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи.
  • Синдром Ретта
Прогрессирующее дегенеративное заболевание, предположительно генетического происхождения (связывают с нарушениями в Х-хромосоме). Всегда предшествует период нормального развития. Характерна стадийность течения.
  • Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
Быстро прогрессирующее слабоумие у детей раннего возраста с потерей ранее приобретенных навыков, с появлением аномалий социального, коммуникативного или поведенческого функционирования.
После периода нормального развития до 2–3 лет в течение 6–12 месяцев формируется тотальное слабоумие. Ребенок становится своенравным, раздражительным, гиперактивным. Речь обедняется, затем распадается. Утрачиваются ранее приобретенные поведенческие, игровые и социальные навыки. Теряется контроль над функцией кишечника и мочевого пузыря. Затем может наступить незначительное улучшение. Расстройство часто сочетается с прогрессирующим неврологическим заболеванием.
  • Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
Наличие умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталости, сочетающейся с выраженной гиперактивностью и стереотипным поведением.
  • Синдром Аспергера
Характерно наличие качественных нарушений в социальном взаимодействии, сочетающееся со стереотипными, повторяющимися моделями поведения, интересов и видов деятельности.
Расстройство не сопровождается клинически значимой задержкой интеллектуального и речевого развития. Степень выраженности расстройств различна. Речь развивается рано, она разнообразна, с богатым словарным запасом, оригинальными словосочетаниями.
Отличие речи у этих пациентов состоит в том, что они говорят, когда хотят, не обращаясь к слушателям (спонтанная речь), часто ведут разговоры с самими собой.
Для лечения данных нарушений применяются следующие способы:
  • лечение нарушений поведения;
  • медико-психолого-педагогическая коррекция;
  • семейная терапия.

Проблема:

Ребенок не может полноценно адаптироваться к жизни в обществе, заводить друзей, общаться с родителями и родственниками.

Решение:

Для полноценной социальной адаптации ребенка наши профессионалы прибегают к следующим методам:
  • поведенческая терапия (работа с нежелательными формами поведения: агрессия и аутоагрессия, негативизм, расторможенность влечений, страхи и другие)
  • психолого-педагогическая коррекция
  • консультирование семей по вопросам взаимодействия с ребенком
  • стимуляция психической активности;
  • смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
  • логопедические занятия (включая развитие мелкой моторики)
Обратившись за помощью в Центр развития и адаптации «Надежда», Вы почувствуете, как облегчилась Ваша жизнь!